Оценка качества онлайн-курсов
Ключевым элементом образовательного ресурса «одного окна», создаваемого в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ», является модель многоступенчатой оценки качества содержания онлайн-курсов. Они должны соответствовать как техническим требованиям ресурса и законодательству нашей страны, так и отвечать определенным стандартам в части контента. В первую очередь, речь идет о качестве и актуальности информации, а также эффективности образовательного процесса.
Многосторонняя оценка онлайн-курса позволяет сложить о нем объективное мнение. Это служит повышению конкуренции между платформами и разработчиками, стимулирует авторов к улучшению качества онлайн-курсов, обеспечивает доступ к достоверной информации об онлайн-курсах образовательным организациям и студентам при реализации виртуальной академической мобильности, обеспечивает доверие со стороны пользователей и образовательных организаций к онлайн-обучению в целом. Должны быть учтены и интересы людей с ограниченными возможностями здоровья.
При этом важной особенностью ресурса «одного окна» является принцип отсутствия дискриминации по отношению к создателям онлайн-курсов независимо от форм собственности и направления их деятельности. Портал не накладывает ограничений на содержание онлайн-курсов (кроме случаев, оговоренных в законодательстве РФ), но обеспечивает гибкий механизм их оценки, а, значит, востребованности со стороны учащихся.
В результате конкурсного отбора, проведенного Министерством образования и науки РФ, исполнителем проекта по созданию системы оценки качества онлайн-курсов стал Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ).
На первом этапе проводится экспертиза платформ онлайн-обучения – через ресурс «одного окна» будут доступны онлайн-курсы, размещенные лишь на тех платформах, которые соответствуют обязательным техническим требованиям. Это важно для обеспечения комфорта пользователей и стабильности работы ресурса.
Оценка онлайн-курсов – это следующее направление экспертизы ресурса «одного окна». Ее можно разделить на три независимых «потока»: обязательную оценку онлайн-курса, добровольную содержательную оценку и непрерывную оценку со стороны пользователей.
Результаты всех проверок заносятся в паспорт онлайн-курса. Помимо описания онлайн-курса там же отражается его рейтинг, количество слушателей, отметки о прохождении экспертиз, а также отзывы слушателей и работодателей.
Благодаря современным методам в области обработки «больших данных» на первый план выходит сбор обезличенной статистики о поведении пользователей, об их предпочтениях и успехах.
В частности, учитывается сложность заданий: как долго, и за какое число попыток слушатели смогли пройти проверочные испытания; внятность изложения: как много времени пользователь потратил на освоение отдельных разделов онлайн-курса, количество повторений материала; вовлеченность учащихся в процесс: учитываются данные о посещаемости онлайн-курсов, эмоциональной реакции слушателей. Отдельным и важным показателем, характеризующим качество и востребованность онлайн-курса, является количество слушателей, успешно завершивших обучение с его помощью.
Результаты автоматической оценки на основе обработки Big Data также отражаются в паспорте онлайн-курса и доступны пользователям в режиме реального времени.
Вся эта информация поможет пользователям сформировать представление о сложности онлайн-курса, его привлекательности, подготовиться к прохождению или выбрать другой онлайн-курс.
Результаты обработки «больших данных» пригодятся не только пользователям, но и разработчикам онлайн-курсов. Данные статистики помогут им получать оперативную и объективную информацию о том, сбалансирована ли сложность онлайн-курса, достигаются ли планируемые результаты, о том, насколько содержание онлайн-курса привлекательно для различных групп слушателей. И, соответственно, внести при необходимости изменения в онлайн-курс.
Но помимо этого в рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» специалистами Высшей школы экономики разрабатываются методики и инструментарий психометрической аналитики онлайн-курсов, с целью повышения эффективности их освоения. И здесь также большое значение имеет обратная связь с пользователями ресурса «одного окна».
Психометрия предусматривает анализ большого количества информации от пользователей через проведения анкетирования, тестирования и сбора отзывов об онлайн-курсах. Эти данные позволят модернизировать онлайн-курсы, повысить эффективность их освоения и дать образовательным организациям важный инструмент обратной связи.
На первом этапе планируется проведение анализа с использованием методики психометрической аналитики 270 онлайн-курсов, доступных на ресурсе «одного окна». Кроме того, ведутся работы по созданию и внедрению на трех онлайн-платформах, зарегистрированных на ресурсе, автоматизированного сервиса психометрической аналитики онлайн-курсов с понятными для непрофильных специалистов интерфейсом, системой навигации и автоматически формирующимися рекомендациями по совершенствованию онлайн-курсов.