20 Февраля 2018

На ИТ-форуме в Омске обсудили перспективы цифровой образовательной среды

19 февраля в Омске состоялось открытие III Международного ИТ-форума. Помимо прочих мероприятий, в рамках форума, который продлится три дня, проходит конференция «ИТ в образовании». По словам организаторов, в работе конференции принимают участие более 800 экспертов, преподавателей, представителей науки и бизнеса, руководителей предприятий, общественных организаций и учебных заведений.

Открыли конференцию «ИТ в образовании» министр образования и науки Омской области Татьяна Дернова и первый заместитель Председателя Комитета ГД по образованию и науке, куратор экспертного совета по ИТ в сфере образования и науки при Комитете ГД Олег Cмолин.

Главная тема конференции  обозначена, как «Цифровое образование для цифровой экономики». Эксперты в области новых образовательных технологий из России и стран ближнего и дальнего зарубежья обсудили возможности цифрового образования для улучшения качества учебного процесса на всех уровнях, для всех граждан страны без учета их возраста и социального положения.

«В рамках конференции "ИТ в образовании" участники обсуждали те вызовы для образования, которые возникают в связи с переходом к цифровой экономике. Важнейший вопрос – это компетентность кадров, и особенно остро он стоит в регионах, где, зачастую, сталкиваются с "утечкой мозгов". Решением этой проблемы должно стать изменение системы образования, которое приведет программы в соответствие с требованиями цифровой экономики, даст возможность получать актуальные знания исходя из индивидуальных запросов учащихся.  Региональные центры компетенций служат инфраструктурным элементом достижения поставленных задач. Создание таких центров позволяет, учитывая региональную специфику, модернизировать систему подготовки преподавателей вузов, что, в свою очередь, скажется на компетентности выпускников», – подчеркнул один из организаторов конференции, директор ООО «Снейл» Александр Дерябин.

В числе ключевых спикеров конференции были также представители вузов-лидеров в области онлайн-обучения, многие из которых являются участниками приоритетного проекта «СЦОС в РФ».

В частности, Галина Можаева, директор ИДО ТГУ, в рамках пленарного заседания выступила с докладом «Ментор, лектор или тьютор: профессиональное развитие преподавателей в цифровую эпоху». Евгения Кулик, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ, рассказала о цифровой образовательной среде высшего образования и задачах развития цифровой экономики.

На образовательном треке «Будущее высшей школы» с докладами выступили ведущий инженер УМУ НИТУ МИСиС Евгений Девяткин («Сетевое взаимодействие вузов. Влияние на качество МООК»),  заместитель директора Центра Открытого Образования СПбПУ Светлана Калмыкова («Свобода выбора или осознанная необходимость: МООС в условиях цифровой экономики») и директор Института дистанционного образования ТюмГУ Сергей Толстогузов («Опыт работы ТюмРЦК ОО в рамках проекта «СЦОС в РФ»).

Помимо вопросов высшей школы, участники конференции уделили огромное внимание среднему и дошкольному образованию.

Эксперты, выступавшие на треках «Школа будущего», «Цифровой колледж» и «Цифровое дошкольное образование», настаивали на изменении методик преподавания и коммуникации с учениками. Трансформировать, по их мнению, нужно даже школьные классы. Как считают Юри и Марина Курвитс – эксперты педагогического дизайна из Таллина – комнаты, в которых дети занимаются, должны быть похожи на офисы высокотехнологичных компаний, где есть все условия для творчества и пространство для самовыражения.

У современных детей, отмечали докладчики, зачастую другой тип мышления. Для них нет ничего сложного в общении онлайн, умении моментально «переключаться» между разными задачами, в адаптации к совершенно разным информационным средам. Но вместе с тем, новые технологии приносят рассеянное внимание, сложность с концентрацией, привычку потреблять контент малыми порциями, «клиповость» мышления. И для работы современному педагогу уже требуются совершенно другие методики, которым, зачастую, негде и не у кого научиться.

Учителя средних школ и преподаватели вузов, судя по разговорам в кулуарах форума, к кардинальной трансформации учебного процесса пока не готовы. Однако с учетом интереса, проявленного ими к проблематике, поднятой спикерами конференции, становится очевидным, что педагогическая среда с большим вниманием относится к тем новшествам, что несет внерение цифровой среды в процесс обучения..

«Несколько лет назад онлайн-образование было в новинку и прерогативой образовательных гиков. Сегодня это – часть государственной повестки.  Опыт ведущих российских вузов демонстрирует, что у преподавателей высокая когнитивная ригидность к изменениям. Им гораздо проще оставлять образовательные результаты учащихся в серой аналоговой схеме. Но если раньше мы говорили, что цифре необходимо доказывать свою состоятельность, то сегодня стоит говорить об обратном: преподаватель, который отказывается от смешанной формы обучения и использования современных форматов, обязан доказать, что отказ от цифры в его дисциплине приводит к лучшим образовательным результатам», – считает генеральный директор АНО «Онлайн-платформа развития образования для детей и молодежи «Национальная открытая школа» Антон Сажин.

Живая и открытая дискуссия в рамках конференции и на ее полях говорит об актуальности и значимости проведения подобных мероприятий.

Всего в рамках III Международного ИТ-форума проходит несколько десятков мероприятий для компаний IT-сферы, промышленных предприятий, образовательных учреждений и талантливой молодежи.

Идет прием заявок на участие во Втором крымском конкурсе МООК

Идет прием заявок на участие во Втором крымском конкурсе МООК

РЦКОО «Ломоносов» открыт прием заявок на участие сотрудников ссузов и вузов Республики Крым и города Севастополя в Открытом крымском конкурсе на разработку массовых открытых онлайн-курсов.
22 Сентября 2018