22 Февраля 2018

«Зимняя школа СЦОС»: цифровая среда – драйвер для региональных вузов

21 февраля в НИТУ «МИСиС» состоялась проектная сессия «Опыт создания и встраивания онлайн-курсов в образовательные программы университетов». В работе «Зимней школы СЦОС» приняли участие более 300 представителей вузов из 52 регионов России и стран СНГ. Как подчеркнули спикеры конференции, онлайн-образование – это тот драйвер, который сделает региональное образование более конкурентным, позволит интегрировать вузы страны в общее образовательное пространство, а в перспективе поможет решить проблему «утечки мозгов» из регионов.

Мероприятие прошло в рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС в РФ). В «Зимней школе» приняли участие представители Минобрнауки России, проектных команд, участвующих в реализации проекта, образовательных онлайн-платформ, ведущие практики онлайн-обучения, эксперты, руководители вузов и ссузов страны, педагоги и студенты.

В своих выступлениях участники проектной сессии обращали внимание на то, что современные технологии не заменяют педагога, а дают ему мощный и гибкий инструмент работы со студентами.

«Как вы знаете, у нас есть проблема высокой нагрузки на преподавателей, многие из которых также говорят о недостаточном количестве часов, необходимом для качественного освоения студентами преподаваемой ими дисциплины. После старта проекта «СЦОС в РФ» многие вузы-участники проекта и отдельные преподаватели переходят на формат смешанного обучения, когда лекции заменяются или интегрируются с онлайн-курсами. При этом тот объем, что раньше задавался студентам в качестве домашней работы, переходит в формат аудиторной работы», – напомнил участникам «Зимней школы» заместитель администратора приоритетного проекта «СЦОС в РФ» Антоний Швиндт, открывая пленарное заседание проектной сессии.

Помимо обсуждения проводимых мероприятий в рамках реализации приоритетного проекта – создание ресурса, обеспечивающего доступ к онлайн-курсам в режиме «одного окна», апробации модели многоуровневой экспертизы образовательного контента – спикеры «Зимней школы» уделили большое внимание обсуждению проблем, возникающих в процессе внедрения методик онлайн-обучения в основные образовательные программы вузов и ссузов. Спикеры подчеркнули, что широкое внедрение онлайн-обучения невозможно без создания соответствующей инфраструктуры в регионах и планомерной работы с преподавателями и студентами. Эту задачу выполняют региональные центры компетенций в области онлайн-обучения, созданные на базе десяти ведущих вузов страны. 

«Популяризация онлайн-обучения на самых разных уровнях  – это одна из задач региональных центров. Например, мы в Томском региональном центре видим свою задачу не только в формировании компетенций среди преподавателей, но и в работе со студентами, которые не умеют учиться онлайн. Они не знают, где взять онлайн-курсы, не знают, как работать на онлайн-платформах и так далее. В Томском государственном университете, например, задачу работы со студентами решает специально созданный менторский клуб, состоящий из студентов-волонтеров, которые помогают другим ребятам в выборе траектории обучения», – рассказала глава Томского РЦКОО Галина Можаева.

В 2017 году специалисты десяти РЦКОО обучили навыкам создания и применения онлайн-курсов более трех с половиной тысяч преподавателей из сорока регионов страны. И хотя многие из них с осторожностью относятся к новшествам, спикеры отметили растущее понимание неизбежности внедрения  цифровых технологий в образовательный процесс.

 «В любом коллективе есть люди, которые настроены на что-то новое, готовые это новое продвигать. И есть люди, которые относятся ко всему новому с опаской. В настоящее время наш Центр взаимодействует с 20 субъектами Российской Федерации, с моей точки зрения, доля преподавателей, считающих, что за цифровым образованием будущее, является значительной. Во многих образовательных организациях есть понимание, что онлайн-образование – тот драйвер, который сделает региональное образование более конкурентным, позволит интегрировать вузы страны в общее образовательное пространство, а в перспективе помочь решить проблему «утечки мозгов» из регионов», – сообщил глава Поволжского РЦКОО Александр Волков на пресс-конференции, состоявшейся в рамках «Зимней школы».

По словам участников, «Зимняя школа» – это профессиональная площадка, которая позволила обсудить в рамках мероприятий разных форматов насущные вопросы внедрения онлайн-курсов в образовательные программы вузов страны.

Специалисты РЦКОО приняли участие в работе eSTARS-2018

Специалисты РЦКОО приняли участие в работе eSTARS-2018

В Москве завершила работу вторая международная конференция «eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2018» (eSTARS), посвященная роли университетов в развитии человеческого капитала для цифровой экономики, организованная НИУ ВШЭ и глобальной образовательной онлайн-платформой Coursera. В конференции приняли участие представители Региональных центров компетенций в области онлайн обучения.
11 Декабря 2018