23 Декабря 2019

Большинство россиян уверено, что онлайн-обучение позволяет повысить качество и доступность образования

23 декабря 2019 года на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» были представлены результаты второго ежегодного всероссийского социологического исследования «Восприятие онлайн-обучения различными целевыми группами», проведенного в рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Согласно результатам, 66% россиян считают, что онлайн-обучение позволяет постоянно получать новые знания, а 51% – что оно в целом способствует повышению качества и доступности образования.

Согласно данным исследования, проведенного ООО «Айфорс Рус» (партнёр ВЦИОМ по организации и проведению исследований в области брендинга и репутации), лишь 10% населения страны ничего не слышали об онлайн-обучении. При этом 25% россиян уже имеют опыт получения знаний с помощью современных информационно-коммуникационных технологий.

«Самое важное для нас – отработать механизм популяризации инструментов и целей создания современной цифровой образовательной среды, – подчеркнула заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Боровская. – Нам также важно понимать, как общество реагирует на наши инициативы. Сегодня 25% населения знает, что такое «онлайн-обучение», и это хороший промежуточный результат. Нам необходимо взвешенно вводить новые образовательные технологии, с учетом интересов и индивидуальных особенностей каждого человека. Важными задачами для нас являются широкое вовлечение региональных вузов в процесс цифровой трансформации образования, расширение использования онлайн-инструментов в системе ДПО, и нам есть над чем серьезно поработать».

Как свидетельствуют данные исследования, 66% россиян считают, что онлайн-обучение позволяет постоянно получать новые знания, а 51% – что онлайн-обучение делает качественное образование доступным для всех. Три образовательных онлайн-ресурса, наиболее известные целевым группам, – это «Открытое образование», «СЦОЦ в РФ» и Skillbox.

«Наша компания совместно с Университетом ИТМО является соисполнителем гранта по созданию портала-агрегатора online.edu.ru, который сегодня объединяет 39 онлайн-платформ, где представлено более 1100 онлайн-курсов по десяткам направлений подготовки, – отметил генеральный директор НЦЭО корпорации Ростех Константин Козлов. – Это первый значительный опыт подобного объединения образовательных ресурсов и авторов цифрового контента для достижения общей цели. Поэтому рост доверия к онлайн-обучению, а также увеличение узнаваемости бренда «СЦОС в РФ» – это результат наших совместных усилий».

88% опрошенных студентов, 84% преподавателей вузов и ссузов и 80% представителей компаний-работодателей позитивно относятся к включению онлайн-технологий в образовательный процесс, что свидетельствует о положительной динамике по сравнению с показателями прошлогоднего исследования. При этом 66% опрошенных представителей компаний-работодателей согласны с тем, что развитие онлайн-обучения – одно из ключевых условий решения задачи по модернизации профессионального образования.

«Корпоративные университеты давно используют технологии онлайн-обучения, потому что это, пожалуй, единственный эффективный инструмент в условиях географической распределенности, – рассказала директор по образовательным цифровым технологиям АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка» Елена Луценко. – Сейчас наш арсенал пополнился новыми инструментами, появившимися благодаря интересным образовательным стартапам. Это адаптивные треки обучения, инструменты учебной и поведенческой аналитики, системы ИИ, нейроинтерфейсы, технологии виртуальной и дополненной реальности. Шире используя в вузах решения, нашедшие применение в корпоративных университетах, мы сможем лучше подготовить специалистов для цифровой экономики».

По мнению директора по связям с университетами Mail.Ru Group Сергея Марданова, сотрудничество бизнеса и университетов в области онлайн-обучения позволяет гармонично объединить их сильные стороны – в части практической и теоретической подготовки студентов.

«Такие онлайн-курсы сегодня особенно востребованы, об этом говорит и отечественный и западный опыт, – подчеркнул Сергей Марданов. – Мы сейчас работаем над решениями, совмещающими онлайн- и офлайн-составляющие. Именно они, по нашему мнению, будут в ближайшее время пользоваться растущим спросом. Например, в этом году мы запустили подобную программу на базе НИТУ «МИСиС» – Академию больших данных MADE».

По данным опроса, 75% студентов поддерживают планы по внедрению в учебный процесс обязательных онлайн-курсов/модулей, а 64% считают, что качество обучения с внедрением онлайн-курсов будет повышаться.

«В начале реализации приоритетного проекта «СЦОС в РФ» часть студентов относились к цифровым инструментам насторожено, – отметил председатель Координационного совета региональных центров компетенций в области онлайн-обучения Александр Волков. – Наш опыт на протяжении трех лет показывает, что там, где цифровые инструменты вводились грамотно, с использованием рекомендаций экспертов и лучших практиков, безусловно, интерес к онлайн-обучению со стороны преподавателей и студентов становился намного выше».

По данным исследования, 85% респондентов, представляющих взрослое (+25 лет) население страны, положительно относятся к включению онлайн-технологий в образовательный процесс. 64% считают, что качество обучения с внедрением онлайн-курсов будет повышаться.

Проект ТГУ поможет преподавателям освоиться в онлайне

Проект ТГУ поможет преподавателям освоиться в онлайне

Томский государственный университет запустил краудсорсинговый проект «Онлайн — преподавателю: эффективно и просто». На странице проекта в интернете и в социальных сетях регулярно будут появляться материалы для преподавателей — лайфхаки, случаи из практики, методические советы, конкретные рекомендации.
3 Апреля 2020