11 Апреля 2018

Эксперты уверены, что цифровым образовательным инструментам нет альтернативы

В Санкт-Петербургском государственном университете состоялось совместное заседание Ассоциации "Глобальные университеты" и Ассоциации ведущих университетов. В ходе заседания был представлен доклад «12 решений для нового образования», подготовленный аналитической группой экспертов Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ. Большое внимание авторы исследования уделили вопросам цифрового образования и онлайн-обучения.

Участие во встрече приняли представители Санкт-Петербургского государственного университета, Казанского федерального университета, филиала национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, Сибирского федерального университета, Российского университета дружбы народов, НИЯУ МИФИ — всего более сорока российских вузов. Ректоры и администраторы высших школ России рассмотрели предложения по развитию образования на ближайшие годы.

Доклад аналитической группы ЦСР и НИУ ВШЭ «12 решений для нового образования» подготовлен для обсуждения стратегии социально-экономического развития образования в России. Большинство предлагаемых решений основываются на успешном опыте внедрения аналогичных инициатив на локальном уровне.

По мнению авторов, невозможно говорить об эффективной экономике XXI века в отрыве от сферы образования. Именно эта отрасль в ближайшие годы станет опорной для технологического рынка.

Сегодня по уровню образования Россия опережает страны с сопоставимым уровнем подушевого денежного дохода. Председатель ассоциации «Глобальные университеты», ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов привел данные доклада Global Human Capital-2017, изданного Всемирным экономическим форумом, согласно которым Россия занимает четвертое место в мире с точки зрения объема человеческого капитала.

При этом наша страна занимает лишь 42-е место по параметрам реального использования навыков в трудовой деятельности и включенности в непрерывное образование. А по такому важнейшему для роста экономики индикатору, как «доступность квалифицированных работников», Россия занимает 89-е место в мире. Эти факты говорят о слабости реального влияния формально высокого уровня образования населения на экономический рост и его устойчивость.

Человеческий капитал должен стать ключевым фактором роста благосостояния страны и каждого человека во второй четверти XXI века. Этот ресурс может выступать фактором формирования и закрепления новых, более эффективных экономических институтов.

Уровень развития современных технологий позволяет создавать цифровые образовательные ресурсы для достижения ключевых задач образования, не решаемых или плохо решаемых с помощью традиционных технологий. Цифровым инструментам, считают  эксперты,  практически нет альтернативы: аналогичные результаты на традиционной основе можно получить, только увеличив бюджет образования в два раза, до 7% ВВП.

Что касается высшего образования, то повышение качества подготовки в региональных университетах должно быть обеспечено за счет введения онлайн-курсов ведущих университетов и смешанного обучения на их основе. Эти шаги позволят заместить курсы, для обеспечения которых в региональных вузах нет преподавателей, ведущих соответствующие исследования. Педагоги, поддерживающие онлайн-курсы, включатся в «виртуальные кафедры» ведущих российских университетов, формируя, таким образом, конкурентоспособные научные школы в регионах.

На уровне средней школы, считают авторы доклада, необходимо три действия: первое – разработка, апробация и переход к массовому использованию принципиально новых цифровых учебно-методических комплексов, которые обеспечат индивидуализацию образовательного процесса, откроют принципиально новые возможности для объективной оценки достижений и позволят радикально сократить рутинную и бюрократическую нагрузку на учителей. Второе – внедрение в образовательный процесс цифровых обучающих игр и цифровых симуляторов, обеспечивающих высокую степень вовлечения школьников в учебный процесс. Третье – создание, регулярное обновление и продвижение открытых онлайн-курсов лучших учителей и профессоров вузов по базовым и профильным предметам основной и старшей школы, а также дисциплинам дополнительного образования, в том числе для детей, не имеющих возможности изучать соответствующие предметы в школе.

Значительное внимание авторы доклада уделили проектам в области запуска и развития системы непрерывного образования для граждан страны, созданию передовой экспериментальной базы для крупных международных проектов, повышению глобальной конкурентоспособности за счет экспорта профессионального образования, развитию и поддержке талантов и так далее.

При полномасштабной реализации предлагаемых двенадцати проектов, отмечают авторы, будут созданы все необходимые условия для максимального вклада системы образования в экономический рост и технологическую модернизацию страны. Причем, эти процессы будут подкреплены эффективными механизмами социального выравнивания, гарантирующими устойчивый рост качества жизни россиян.

В ходе заседания было принято решение создать совместные рабочие группы Ассоциации ведущих университетов и Ассоциации глобальных университетов для проработки конкретных проектов: изменения процесса доступа к профессии, онлайн-образования, контрольных цифр приема, взаимодействия с работодателями и других, сообщает пресс-служба СПбГУ. До следующей встречи работа продолжится в заочном режиме, поправки в проект предложений Центра стратегических разработок по развитию образования будут аккумулированы в течение нескольких дней.

СПбГУ запускает онлайн-курсы в свободном режиме

СПбГУ запускает онлайн-курсы в свободном режиме

Санкт-Петербургский государственный университет впервые в России организует доступ к своим онлайн-курсам в свободном режиме. Начиная с июля СПбГУ запускает больше десяти онлайн-курсов, размещенных на Национальной платформе открытого образования и доступных через ресурс «одного окна», в новом формате, предполагающем полностью индивидуальное обучение.
23 Июня 2018