4 Мая 2018

Инвестиционный ренессанс российского EduTech

По мнению организаторов первой практической конференции по онлайн-образованию EdmarketConf 2018, прошедшей в Москве в конце апреля, рынок образовательных технологий вызывает большой интерес у бизнес-ангелов, венчурных фондов, ИТ-корпораций, государственных структур, а также у крупных бизнесменов. Можно сказать, что российский EduTech переживает «инвестиционный ренессанс», считают эксперты и инвесторы.

Как пишет в авторской колонке на портале Rusbase главный редактор EdmarketConf 2018 Анастасия Кожемякина, интерес венчурных инвесторов к образованию возникал дважды. Первая серия сделок прошла в 2011-2014 годах. Отчасти эти проекты не оправдали ожиданий венчурных фондов, потому что рынок не был готов, а также потому, что ощущался острый дефицит специалистов.

Второй раунд, начавшийся в 2015 году, вывел российские образовательные проекты на новый уровень. Сначала Mail.ru Group приобрела долю в образовательной платформе для программистов GeekBrains, а фонд Sistema VC инвестировал $2,5 млн в сервис MEL Science, затем совладелец Qiwi Сергей Солонин вложился в агрегатор образовательных сервисов «Теории и практики».

В 2016 году, согласно исследованию «Нетологии, общий объем рынка образования в России составил 1,8 трлн рублей с долей частного бизнеса в нем в 19,2% (351,7 млрд рублей), на онлайн-образование приходилась доля в 1,1% (20,7 млрд рублей).

Детали самых крупных сделок, совершенных в  2017-2018 годах, — «Севергрупп» с «Нетология-групп» и Baring Vostok со SkyEng – не разглашались, но эксперты оценивают капитализацию компаний в $50 млн и $65 млн соответственно.

По оценке Алексея Соловьева, венчурного инвестора и спикера EdmarketConf, российский EduTech переживает сегодня инвестиционный ренессанс. Для фонда Skolkovo Digital, управляющим которого он является, обучающие технологии входят в тройку наиболее привлекательных инвестиционных сегментов.

Для инвесторов привлекательным является любой сегмент в образовании, удовлетворяющий трем критериям: первый — в нем возможно использование новых технологий; второй — использование технологий на текущий момент ощутимо недостаточно; третий — применение этих технологий можно монетизировать.

Рыночную стоимость образовательных стартапов принято считать по «общепринятым» мультипликаторам. «В вопросе метрик приоритет отдается не отрасли, а бизнес-показателям, умению стартапа монетизировать свой продукт и зарабатывать деньги. Можно придумать чудо-приложение для интерактивного обучения физике или литературе, но если на платный тариф перейдет тысячная доля процентов от целевой аудитории, инвестор на своих инвестициях денег не заработает», – напоминает Алексей Соловьев.

Александр Рудик, соучредитель издания об образовании «Мел» и президент фонда «Прообраз», считает, что венчурным фондам и частным инвесторам необходимо учитывать специфику образовательных проектов, чтобы не возлагать на портфельные проекты ложных ожиданий.

«Особенности здесь не в проектах, а в рынке: очень мало общепринятых стандартов качества образовательных продуктов; часто отсутствуют бенчмарки; размытая потребительская база и слабо выраженный спрос; серьезное присутствие государства, особенно в секторе общего и дополнительного образования детей. Также важно учитывать то, что практически всегда подходы зарубежных проектов при переносе на российский рынок работают плохо или вообще не работают — требуется серьезная адаптация продуктов и решений под местные реалии рынка», – подчеркивает Александр Рудик.

Несмотря не объективные сложности, к 2021 году эксперты ожидают увеличения образовательного рынка до 2 трлн рублей с долей частного бизнеса в 18,9% (385,4 млрд рублей), пишет Анастасия Кожемякина . Заметного роста ждут на рынке онлайн-образования, доля которого на общем рынке будет составлять уже 2,6% (53,3 млрд рублей).

Помощь в развитии образовательных технологий игроки рынка ждут от государства. Но, как подчеркивают иностранные и отечественные эксперты, самый главный переход должен произойти в головах потребителей. От привычки получать образование в «школьно-студенческий» период до осмысления реалий, в которых каждому из нас уже приходится обучаться непрерывно, в течение всей жизни (lifelong learning). Перспективы этого понимания лежат в области развития инструментария и сервисов, которые могли бы эффективно конвертировать образовательный результат в практические достижения, к примеру, трудоустройство или открытие своего бизнеса.

Ведущие вузы создадут консорциум по разработке технологий обучения «цифрового поколения»

Ведущие вузы создадут консорциум по разработке технологий обучения «цифрового поколения»

Представители ведущих российских университетов – Высшей школы экономики, НИТУ "МИСиС", Дальневосточного, Уральского и Сибирского федеральных университетов, а также Университета НТИ «20.35» – договорились о создании консорциума по совместной разработке технологий обучения для поколения Z – студентов, выросших в цифровой среде. Решение принято по итогам по итогам круглого стола, организованного Томским государственным университетом на форуме технологических лидеров "Остров 10-21" во Владивостоке.
18 Июля 2018