4 Мая 2018

Инвестиционный ренессанс российского EduTech

По мнению организаторов первой практической конференции по онлайн-образованию EdmarketConf 2018, прошедшей в Москве в конце апреля, рынок образовательных технологий вызывает большой интерес у бизнес-ангелов, венчурных фондов, ИТ-корпораций, государственных структур, а также у крупных бизнесменов. Можно сказать, что российский EduTech переживает «инвестиционный ренессанс», считают эксперты и инвесторы.

Как пишет в авторской колонке на портале Rusbase главный редактор EdmarketConf 2018 Анастасия Кожемякина, интерес венчурных инвесторов к образованию возникал дважды. Первая серия сделок прошла в 2011-2014 годах. Отчасти эти проекты не оправдали ожиданий венчурных фондов, потому что рынок не был готов, а также потому, что ощущался острый дефицит специалистов.

Второй раунд, начавшийся в 2015 году, вывел российские образовательные проекты на новый уровень. Сначала Mail.ru Group приобрела долю в образовательной платформе для программистов GeekBrains, а фонд Sistema VC инвестировал $2,5 млн в сервис MEL Science, затем совладелец Qiwi Сергей Солонин вложился в агрегатор образовательных сервисов «Теории и практики».

В 2016 году, согласно исследованию «Нетологии, общий объем рынка образования в России составил 1,8 трлн рублей с долей частного бизнеса в нем в 19,2% (351,7 млрд рублей), на онлайн-образование приходилась доля в 1,1% (20,7 млрд рублей).

Детали самых крупных сделок, совершенных в  2017-2018 годах, — «Севергрупп» с «Нетология-групп» и Baring Vostok со SkyEng – не разглашались, но эксперты оценивают капитализацию компаний в $50 млн и $65 млн соответственно.

По оценке Алексея Соловьева, венчурного инвестора и спикера EdmarketConf, российский EduTech переживает сегодня инвестиционный ренессанс. Для фонда Skolkovo Digital, управляющим которого он является, обучающие технологии входят в тройку наиболее привлекательных инвестиционных сегментов.

Для инвесторов привлекательным является любой сегмент в образовании, удовлетворяющий трем критериям: первый — в нем возможно использование новых технологий; второй — использование технологий на текущий момент ощутимо недостаточно; третий — применение этих технологий можно монетизировать.

Рыночную стоимость образовательных стартапов принято считать по «общепринятым» мультипликаторам. «В вопросе метрик приоритет отдается не отрасли, а бизнес-показателям, умению стартапа монетизировать свой продукт и зарабатывать деньги. Можно придумать чудо-приложение для интерактивного обучения физике или литературе, но если на платный тариф перейдет тысячная доля процентов от целевой аудитории, инвестор на своих инвестициях денег не заработает», – напоминает Алексей Соловьев.

Александр Рудик, соучредитель издания об образовании «Мел» и президент фонда «Прообраз», считает, что венчурным фондам и частным инвесторам необходимо учитывать специфику образовательных проектов, чтобы не возлагать на портфельные проекты ложных ожиданий.

«Особенности здесь не в проектах, а в рынке: очень мало общепринятых стандартов качества образовательных продуктов; часто отсутствуют бенчмарки; размытая потребительская база и слабо выраженный спрос; серьезное присутствие государства, особенно в секторе общего и дополнительного образования детей. Также важно учитывать то, что практически всегда подходы зарубежных проектов при переносе на российский рынок работают плохо или вообще не работают — требуется серьезная адаптация продуктов и решений под местные реалии рынка», – подчеркивает Александр Рудик.

Несмотря не объективные сложности, к 2021 году эксперты ожидают увеличения образовательного рынка до 2 трлн рублей с долей частного бизнеса в 18,9% (385,4 млрд рублей), пишет Анастасия Кожемякина . Заметного роста ждут на рынке онлайн-образования, доля которого на общем рынке будет составлять уже 2,6% (53,3 млрд рублей).

Помощь в развитии образовательных технологий игроки рынка ждут от государства. Но, как подчеркивают иностранные и отечественные эксперты, самый главный переход должен произойти в головах потребителей. От привычки получать образование в «школьно-студенческий» период до осмысления реалий, в которых каждому из нас уже приходится обучаться непрерывно, в течение всей жизни (lifelong learning). Перспективы этого понимания лежат в области развития инструментария и сервисов, которые могли бы эффективно конвертировать образовательный результат в практические достижения, к примеру, трудоустройство или открытие своего бизнеса.

Идет прием заявок на участие во Втором крымском конкурсе МООК

Идет прием заявок на участие во Втором крымском конкурсе МООК

РЦКОО «Ломоносов» открыт прием заявок на участие сотрудников ссузов и вузов Республики Крым и города Севастополя в Открытом крымском конкурсе на разработку массовых открытых онлайн-курсов.
22 Сентября 2018