4 Сентября 2019

Искусственный интеллект придет на помощь авторам онлайн-курсов

Специалисты Поволжского Регионального центра компетенций в области онлайн-обучения, созданного в рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» разработали программный сервис, существенно повышающий качество сопровождения онлайн-курсов и эффективность обучения – «интеллектуальный ассистент преподавателя».

Основная задача сервиса заключается в работе со слушателями на форумах онлайн-курса, где они задают возникающие вопросы авторам, тьюторам и другим обучающимся. «Помощник преподавателя» проводит быстрый поиск аналогичных тем на форумах онлайн-курса и предлагает слушателю варианты наиболее релевантных ответов. В результате обучающийся получает мгновенный ответ на свой вопрос, и тот не дублируется на страницах ресурса.

«Нам важно было решить задачу помощи преподавателю по организации диалогов на форумах онлайн-курсов. Известно, что форум является удобным средством общения большого количества обучающихся на онлайн-курсах, но контент быстро разрастается и форум становится неудобным для поиска информации и организации дальнейшей работы. Зачастую приходилось удалять всю накопленную слушателями и авторами полезную информацию. С появлением «интеллектуального помощника» процесс сопровождения слушателей на форумах курса становится удобней и эффективней», – отмечает руководитель технологического центра Поволжского РЦКОО и лаборатории искусственного интеллекта в обучении ПГТУ (Волгатех) Игорь Нехаев.

В новом учебном году «интеллектуальный помощник преподавателя» будет внедрен на всех онлайн-курсах, разработанных специалистами Поволжского РЦКОО и преподавателями Поволжского государственного технологического университета (Волгатех), на базе которого сформирован Центр компетенций. В работе сервис использует мягкий семантический анализ вопроса слушателя на основе технологии WORD2VEC. В свою очередь у авторов обучающего материала появляется возможность формирования уникальной базы знаний, аккумулирующей признанные полезными для обучения на онлайн-курсе ответы.

По словам руководителя Поволжского РЦКОО, проректора по организационным вопросам и информатизации ПГТУ (Волгатех) Александра Волкова, сопровождение онлайн-курсов – один из важнейших аспектов онлайн-образования. От качества организации обратной связи между преподавателем и слушателями во многом зависит эффективность обучения и сокращается время, затраченное на освоение материала.

«Дальнейшее совершенствование онлайн-обучения невозможно без внедрения таких сервисов. Мы уже создали «интеллектуального агента-аналитика», который мониторит процесс онлайн-обучения и сигнализирует преподавателю о проблемных местах, помогает тьюторам кластеризовать обучающихся и организовать адресную помощь отстающим. Сейчас мы работаем над созданием виртуальной среды решения учебных задач и агентов, которые будут анализировать решения обучающихся, выявлять ошибки и предлагать наиболее оптимальный подход к обучению, адаптируясь под каждого слушателя», – рассказывает руководитель Поволжского РЦКОО Александр Волков.

«Интеллектуальный ассистент преподавателя» прошел апробацию на онлайн-курсах Поволжского РЦКОО и показал свою эффективность (83 % найденных релевантных ответов). Он использует обратную связь от слушателей, достаточно быстро обучается на вопросах и ответах и должен стать незаменимым помощником при сопровождении обучения на массовых онлайн-курсах. В планах авторского коллектива создание модулей для платформ онлайн-обучения и интеллектуального сервиса, работающего с ними.

В ТГУ начала работу Х Сибирская школа МООК

В ТГУ начала работу Х Сибирская школа МООК

4 декабря в Томском государственном университете открылась юбилейная Х Сибирская школа «Массовые открытые онлайн-курсы: разработка, продвижение, применение». Слушателями Школы становятся те, кто хочет разработать свой собственный онлайн-курс или планирует участвовать в проекте по их созданию – преподаватели, учителя, менеджеры, методисты и бизнес-тренеры.
4 Декабря 2019