4 Сентября 2019

Искусственный интеллект придет на помощь авторам онлайн-курсов

Специалисты Поволжского Регионального центра компетенций в области онлайн-обучения, созданного в рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» разработали программный сервис, существенно повышающий качество сопровождения онлайн-курсов и эффективность обучения – «интеллектуальный ассистент преподавателя».

Основная задача сервиса заключается в работе со слушателями на форумах онлайн-курса, где они задают возникающие вопросы авторам, тьюторам и другим обучающимся. «Помощник преподавателя» проводит быстрый поиск аналогичных тем на форумах онлайн-курса и предлагает слушателю варианты наиболее релевантных ответов. В результате обучающийся получает мгновенный ответ на свой вопрос, и тот не дублируется на страницах ресурса.

«Нам важно было решить задачу помощи преподавателю по организации диалогов на форумах онлайн-курсов. Известно, что форум является удобным средством общения большого количества обучающихся на онлайн-курсах, но контент быстро разрастается и форум становится неудобным для поиска информации и организации дальнейшей работы. Зачастую приходилось удалять всю накопленную слушателями и авторами полезную информацию. С появлением «интеллектуального помощника» процесс сопровождения слушателей на форумах курса становится удобней и эффективней», – отмечает руководитель технологического центра Поволжского РЦКОО и лаборатории искусственного интеллекта в обучении ПГТУ (Волгатех) Игорь Нехаев.

В новом учебном году «интеллектуальный помощник преподавателя» будет внедрен на всех онлайн-курсах, разработанных специалистами Поволжского РЦКОО и преподавателями Поволжского государственного технологического университета (Волгатех), на базе которого сформирован Центр компетенций. В работе сервис использует мягкий семантический анализ вопроса слушателя на основе технологии WORD2VEC. В свою очередь у авторов обучающего материала появляется возможность формирования уникальной базы знаний, аккумулирующей признанные полезными для обучения на онлайн-курсе ответы.

По словам руководителя Поволжского РЦКОО, проректора по организационным вопросам и информатизации ПГТУ (Волгатех) Александра Волкова, сопровождение онлайн-курсов – один из важнейших аспектов онлайн-образования. От качества организации обратной связи между преподавателем и слушателями во многом зависит эффективность обучения и сокращается время, затраченное на освоение материала.

«Дальнейшее совершенствование онлайн-обучения невозможно без внедрения таких сервисов. Мы уже создали «интеллектуального агента-аналитика», который мониторит процесс онлайн-обучения и сигнализирует преподавателю о проблемных местах, помогает тьюторам кластеризовать обучающихся и организовать адресную помощь отстающим. Сейчас мы работаем над созданием виртуальной среды решения учебных задач и агентов, которые будут анализировать решения обучающихся, выявлять ошибки и предлагать наиболее оптимальный подход к обучению, адаптируясь под каждого слушателя», – рассказывает руководитель Поволжского РЦКОО Александр Волков.

«Интеллектуальный ассистент преподавателя» прошел апробацию на онлайн-курсах Поволжского РЦКОО и показал свою эффективность (83 % найденных релевантных ответов). Он использует обратную связь от слушателей, достаточно быстро обучается на вопросах и ответах и должен стать незаменимым помощником при сопровождении обучения на массовых онлайн-курсах. В планах авторского коллектива создание модулей для платформ онлайн-обучения и интеллектуального сервиса, работающего с ними.

Ученые УрФУ удостоены премии Правительства РФ за разработку цифрового образовательного комплекса

Ученые УрФУ удостоены премии Правительства РФ за разработку цифрового образовательного комплекса

Преподаватели Уральского Федерального Университета стали лауреатами премии Правительства Российской Федерации в области образования. Трое ученых УрФУ – сотрудники кафедры теоретической механики института фундаментального образования Светлана Берестова, Евгений Митюшов и Наталья Мисюра – были удостоены награды за разработку цифрового образовательного комплекса по теоретической и инженерной механике.
12 Сентября 2019