16 Марта 2018

Минобрнауки России планирует заместить часть заочного образования онлайн-курсами

Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев сообщил, что министерство рассматривает возможность решения проблемы низкого уровня заочного обучения в некоторых региональных вузах через активное внедрение онлайн-обучения.

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась презентация доклада об эффективности массовых открытых онлайн-курсов. Авторы доклада представили результаты экспериментального исследования, в рамках которого в трех российских вузах выбранные курсы инженерных образовательных программ были заменены на массовые открытые онлайн-курсы, размещенные на Национальной платформе открытого образования.

Студенты были случайным образом разделены на три группы: первая слушала курс в традиционном формате, вторая смотрела лекции онлайн, но посещала очные семинары, а третья проходила курс в онлайн-формате.

В конце обучения студенты всех трех групп сдавали один и тот же экзамен, в рамках которого измерялся уровень усвоения материала. По словам докладчиков, формат обучения (онлайн, смешанный, традиционный) практически не влияет на образовательные результаты студентов. То есть, при грамотном использовании онлайн-курсы не уступают в качестве традиционному образованию. При этом наибольшую эффективность показал формат смешанного обучения. Также нет различий в субъективной оценке студентами своих знаний в зависимости от формата обучения, но при этом студенты пока настороженно относятся к онлайн-формату, предпочитая ему смешанный или традиционный.

После презентации доклада состоялась дискуссия, в которой участвовали представители Минобнауки России, ректоры вузов, преподаватели, эксперты и общественные деятели. Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев подчеркнул, что государство уделяет большое внимание развитию онлайн-обучения, в частности, запустив приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ».

«Вы знаете, что мы создали ресурс «одного окна» – своеобразный реестр онлайн-курсов и набор необходимых сервисов. Онлайн-курсы, размещенные на этой платформе, – это гарантия качества, и они могут стать частью формального образования», – напомнил Александр Борисович Соболев. – «Какие задачи мы пытаемся решить с помощью этого инструмента? Одна из них – заместить часть заочного образования в слабых вузах. Это не только проблема низкой мотивации студентов, но и недостаточность ресурсов для создания качественных образовательных программ. Один из быстрых путей решения этой проблемы: заместить часть заочного образования – не всё и не все дисциплины – на онлайн-обучение. Вторая, не менее важная задача – дать инструмент для построения индивидуальной образовательной траектории студента. Этот инструмент может и должен использоваться уже всеми, в том числе ведущими вузами».

Напомним, что в рамках реализации приоритетного проекта «СЦОС в РФ» на базе десяти ведущих университетов России созданы Региональные центры компетенций, перед которым стоит задача создания инфраструктуры онлайн-обучения в регионах страны. За три месяца 2017 года более трех с половиной тысяч педагогов из сорока субъектов РФ научились создавать и использовать в своей работе цифровые инструменты.

Кроме того, создан и проходит апробацию информационный ресурс «одного окна», обеспечивающий доступ к онлайн-курсам, созданным лучшими практиками онлайн-обучения и преподавателями ведущих вузов России.

«Ресурс «одного окна» – это не просто образовательный портал, это – метаплатформа. Он объединяет множество других онлайн-платформ и информационные системы образовательных организаций, и помогает им взаимодействовать между собой. Результаты изучения каждого онлайн-курса фиксируются в цифровом портфолио слушателя. Также там хранятся сертификаты, которые публикуют образовательные организации, когда студент успешно проходит обучение на онлайн-курсе. Для реализации цифрового портфолио используется блокчейн-технология. Аналогов ресурса «одного окна» нет. Его задача – обеспечить виртуальную академическую мобильность студентов в рамках Российской Федерации, чтобы студенты, не покидая свой город, могли изучать курсы различных университетов страны», – рассказал в ходе «Зимней школы СЦОС», прошедшей в конце февраля в НИТУ МИСиС, директор Центра дистанционного обучения ИТМО Андрей Лямин.

В настоящее время Правительством России принят план мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика», где вопросам организации онлайн-обучения всех граждан страны вне зависимости от возраста уделяется большое значение.

Идет прием заявок на участие во Втором крымском конкурсе МООК

Идет прием заявок на участие во Втором крымском конкурсе МООК

РЦКОО «Ломоносов» открыт прием заявок на участие сотрудников ссузов и вузов Республики Крым и города Севастополя в Открытом крымском конкурсе на разработку массовых открытых онлайн-курсов.
22 Сентября 2018