3 Мая 2020

ММСО-2020: переход к онлайн-обучению. Лучшие кейсы

Московский международный салон образования — коммуникационная платформа, где представители экспертного сообщества, государства и бизнеса обсуждают настоящее и будущее системы образования, – впервые прошел в онлайн-формате. Участниками ММСО-2020 стали, в том числе несколько тысяч представителей вузов со всей страны. Обсуждению изменений, произошедших в системе высшего образования в связи с пандемией коронавируса, того, как отреагировали на вызов образовательные организации, было посвящено значительное число мероприятий, прошедших в рамках Салона.

В официальном открытии Салона принял участие Министр образования и науки РФ Валерий Фальков, сообщает пресс-служба Минобрнауки России. Министр призвал всех оставаться вовлеченными в обсуждения, чтобы взять лучшее из того, что будет накоплено сейчас: «Мы запомним эту весну как время цифровой трансформации образования, но для кого-то она наверняка станет весной возможностей! Общий успех российского образования зависит от желания каждого участника становиться лучше. Дистант уже изменил многое в сознании студентов и преподавателей. Лучшие преподаватели – режиссеры и продюсеры своих курсов».

Глава Минобрнауки России отметил, что дистанционный формат – это не только и не столько про технологии. Помимо владения инструментами, еще одна новая ключевая компетенция преподавателей в этой связи - умение выстраивать драматургию каждого семинара, каждой лекции, целого курса. Преподаватели превращаются в режиссеров и продюсеров своих курсов, учатся работать с веб-сериалами, анализировать метрики и оценивать вовлеченность, продюсировать образовательные проекты, выстраивать сторителинг, поймут, внедрять элементы геймификации и использовать иммерсивные технологии. Валерий Фальков также добавил, что за месяц удаленной работы сделать цифровые технологии органичной частью учебного процесса пока не удалось, однако дальнейшая цифровизация необходима в том числе для того, чтобы российское образование могло так же, как лучший медиа-продукт, экспортироваться и быть востребованным во всем мире.

В рамках 29 треков кластера «Высшее образование» состоялось обсуждение вопросов массового перехода вузов в онлайн и трансформации всех образовательных и управленческих процессов. 

В панельной дискуссии «Переход на дистанционное обучение в условиях пандемии COVID-19» приняли участие ректоры четырех ведущих университетов – НИТУ «МИСиС», ДВФУ, МГПУ и КУЗГСХА, а также  генеральный директор АНО «Университет 2035» Василий Третьяков.

Ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова отметила, что цифровая трансформация системы высшего образования, включающая широкое внедрение образовательных онлайн инструментов и технологий, инициирована ведущими университетами страны и поддержана государством задолго до пандемии. Ее целью является создание условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий, формирования системы непрерывного образования, повышения его качества и доступности.

По словам Алевтины Черниковой, уникальную модель Digital MISIS университет реализует с 2012 года. Благодаря созданной инфраструктуре, накопленному опыту и полученным ранее компетенциям, университету удалось в короткие сроки и со сравнительно малыми потерями перевести студентов на индивидуальные учебные планы, а образовательный процесс – в онлайн-формат.

Никита Анисимов, ректор ДВФУ, рассказал об условиях, созданных в университете ранее, и позволивших перейти к эффективному онлайн-обучению в короткие сроки.

Василий Третьяков рассказал о новых проектах, реализуемых АНО «Университет 2035», в частности о запуске бесплатной платформы для проектного онлайн-обучения Goonline, призванную повысить эффективность учебного процесса во время карантина. С помощью нового сервиса вузы смогут организовать работу студенческих команд в распределенном формате, предоставить им бесплатный доступ к образовательному контенту и помочь сформировать персональные траектории.

Врио ректора Кузбасской ГСХА Екатерина Ижмулкина отметила, что цифровые технологии в образовательном процессе академия применяет давно, поэтому переход на дистанционный формат работы прошел быстро и слаженно. Сегодня вуз помогает организовать работу в этом направлении и четырем техникумам. Кроме того, на базе Кузбасской ГСХА открыли Школу Фермеров онлайн.

В ходе панельной дискуссии «Высшее образование после пандемии: что возьмем с собой в будущее?» эксперты обсудили последствия стресс-теста системы образования.

​По словам директора Института онлайн-образования Финансового университета при Правительстве РФ Галины Можаевой, сегодня многие специалисты говорят о том, что образование уже никогда не будет прежним. Вместе с тем наблюдается усиление голосов из вузовского сообщества в пользу полного возвращения в оффлайн и отказа от онлайн-обучения, пишет Учительская газета.

По мнению проректора по образовательной работе Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Елены Разинкиной, разность мнений в этой ситуации совершенно нормальна. Чтобы процесс проходил безболезненно, педагогам нужна регулярная поддержка и сопровождение, что, например, в СПбГПУ и осуществляли.

Проректор по развитию образовательных программ Финансового университета Екатерины Каменевой отметила, что качество – это понятие системное, его можно и нужно обеспечить в период цифровизации. Качество состоит из многих компонентов, и одним из них является качество коммуникации. Люди уже оценили ценность живого общения. К примеру, по опросам, более 90% студентов желают приходить в вуз на лекции. Помимо этого, преподаватели приобрели необходимые цифровые навыки, которые не могут не пригодиться в будущем. Другой вопрос – как оценить качество онлайн-контента? Для этого нужны другие критерии оценки, и, если онлайн-обучение из статуса технологии перейдет в статус формы образования, требуется проработанная организационно-правовая база.

В любом случае, как заметил ректор Сибирского федерального университета Максим Румянцев, весь полученный за время пандемии опыт нужно капитализировать, в том числе опыт управления как вузом, так и образовательным процессом, а также опыт онлайн-коммуникации «студент – преподаватель» и «преподаватель – администрация».

Минобрнауки России не ориентирует вузы на переход в дистанционный формат

Минобрнауки России не ориентирует вузы на переход в дистанционный формат

Глава Минобрнауки России Валерий Фальков заявил, что министерство не ориентирует вузы на переход в дистанционный формат, а якобы имеющиеся планы полностью перевести обучение в онлайн и сократить преподавателей он назвал спекуляциями.
21 Июля 2020