14 Августа 2019

Объем национального сегмента рынка онлайн-образования достигнет 53,5 млрд рублей к 2021 году

Исследователи «Яндекса» подготовили аналитический доклад о развитии российского рынка онлайн-образования. По их мнению, объем рынка онлайн-образования в России к 2021 году может вырасти до 53,3 млрд руб. В Минобрнауки РФ считают, что, несмотря на все преимущества, процент использования онлайн-обучения должен зависеть от специфики образовательных программ.

По оценкам EdTechXGlobal и Global Market Insights, объем мирового рынка онлайн-обучения к 2020 году достигнет $252 млрд. Сейчас на Россию приходится около 0,5% от этого рынка — отмечают в компании «Яндекс». При этом объем российского рынка онлайн-образования к 2021 году может вырасти до 53,3 млрд руб. К таким выводам в компании пришли на основании исследований, которые провели «Нетология-групп», НИУ ВШЭ, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), ФОМ, comScore и East-West Digital News), сообщает Коммерсант.

По словам руководителя образовательных сервисов «Яндекса» Ильи Залесского, для компаний, выпускающих онлайн-контент, большим плюсом является низкая стоимость производства: «Большинство образовательных проектов сегодня работают по вебинарной модели или предзаписанным видео. Достаточно найти хорошего преподавателя и отснять материал за несколько десятков тысяч рублей». Вместе с тем, по словам господина Залесского, минус онлайн-курсов для производителя заключается в отсутствии данных о том, «как люди учатся»: «Может быть, они включили вебинары и внимательно их смотрят, а может, поставили в качестве фона и занимаются домашней уборкой. Сложно отследить, когда и почему они бросают курс, а без этих данных нельзя понять, как находить пробелы и улучшать контент».

Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков отметил, что в России действительно наблюдается развитие электронных образовательных программ: «Среди них есть курсы, разработанные учеными с мировым именем. Не каждый может вживую послушать лекции таких специалистов, в то время как современные технологии предоставляют такую возможность всем желающим из любого региона». При этом у такого формата обучения, по словам министра, есть и «очевидные риски».

«Очень важно учитывать, что процент использования онлайн-обучения должен зависеть от специфики образовательной программы»,— считает Михаил Котюков.

По данным российских аналитиков, занимающихся онлайн-образованием, из всех направлений курсов для повышения квалификации чаще всего в 2018 году россияне выбирали бизнес, программирование, финансы и педагогику. В сегменте курсов по развитию непрофессиональных навыков самыми популярными были общеобразовательные направления, занятия по обучению живописи, бьюти-курсы и курсы личностного роста.

На конкурсе «Цифровой прорыв» самым популярным стало направление «Образование и наука»

На конкурсе «Цифровой прорыв» самым популярным стало направление «Образование и наука»

По итогам регионального этапа всероссийского конкурса «Цифровой прорыв» —одного из флагманских проектов АНО «Россия – страна возможностей», проходившего в формате 36-часовых хакатонов в 40 городах России, самым популярным стала номинация «Образование и наука». Как отметил глава Минобрнауки России Михаил Котюков, именно наука и образование сегодня являются главными инструментами достижения практически всех национальных целей.
17 Августа 2019