7 Ноября 2019

Умение учиться – основная компетенция для экономики знаний

6 ноября 2019 года в редакции «Комсомольской правды» состоялась пресс-конференция на тему «Рынок труда завтра: чему надо учить студентов сегодня?». Мероприятие было организовано при поддержке Минобрнауки России и в рамках реализации приоритетного проекта «СЦОС в РФ». В пресс-конференции приняли участие представители органов государственной власти, университетов-участников реализации приоритетного проекта, а также компаний-работодателей.

«Сегодня во всем мире и, конечно, в России существует тренд на цифровую трансформацию. Возникают не только новые отрасли в IT-сфере, но и меняются привычные профессии. Инженеры, архитекторы, социологи и астрономы работают с компьютерами, программами, решают свои задачи с помощью цифровой среды. Это значит, что должны меняться и компетенции, которым учат в образовательных организациях», – отметил, открывая пресс-конференцию директор Департамента информационных технологий в сфере науки и высшего образования Минобрнауки России Антоний Швиндт. – «Два года назад стартовал приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ», в рамках реализации которого создан агрегатор онлайн-курсов – ресурс «одного окна» . Благодаря ему у слушателей появляется возможность учиться, приобретать новые знания и компетенции в удобное время и вне зависимости от места жительства».

По словам Антония Швиндта, в рамках Нацпрограммы «Цифровая экономка» Минобрнауки России реализуется ряд мероприятий, направленных на выработку цифровых компетенций у выпускников вузов для удовлетворения потребностей рынка труда, в том числе, в области IT. Дефицит таких кадров ощущается достаточно остро уже сегодня: во многих направлениях не хватает специалистов, поэтому требования по зарплате у тех из них, кто уже присутствует на рынке труда, очень высоки.

Андрей Лямин, начальник Департамента открытого образования Университета ИТМО – разработчика ресурса одного окна проекта «СЦОС в РФ», рассказал о принципах работы портала-агрегатора.

«Ни для кого не секрет, что индивидуальное обучение – самое эффективное. Но при традиционном подходе индивидуальное обучение – экономически нерентабельно. У нас нет такого количества профессиональных преподавателей, которых можно приставить к каждому обучающемуся. В связи с этим одна из перспективных образовательных технологий, которая, с одной стороны, учитывает персональные особенности обучающегося, а с другой – имеет массовый характер, – это, конечно, массовые открытые онлайн-курсы (МООК), – отметил Андрей Лямин. – В настоящее время в мире создано более 10 тысяч онлайн-курсов, в процессе их разработки участвуют практически все ведущие университеты мира, а также множество других организаций. Но все МООК разные – и технологически, и по содержанию, и по качеству.  Встает вопрос: как университет в рамках конкретной образовательной программы будет учитывать особенности этих курсов и особенности отдельных студентов для того, чтобы построить оптимальную траекторию обучения, приводящую к заданной цели? Вот для того, чтобы упростить решение этой задачи, и был разработан ресурс «одного окна».

Онлайн-курсы, доступные на портале-агрегаторе, прошли многостороннюю экспертизу, а кроме того, инструментарий ресурса позволяет осуществлять обмен информацией о результатах обучения, рассказал Андрей Лямин. По его словам, если онлайн-курс включен в образовательную программу вуза, процент студентов, успешно завершивших его, возрастает до 80%. Поэтому наиболее эффективным решением со стороны образовательных организаций является внедрение смешанного обучения.

Начальник управления маркетинга и коммуникаций НИТУ «МИСиС», одного из вузов-участников реализации приоритетного проекта «СЦОС в РФ», Юлия Шальнева рассказала о результатах всероссийского социологического исследования "Восприятие онлайн-обучения в РФ", осуществленного в рамках проекта.

Согласно данным исследования, проведенного ООО «Айфорс Рус» (партнер ВЦИОМ по организации и проведению исследований в области брендинга и репутации), в среднем 87% студентов вузов и СПО, а также 76% преподавателей позитивно относятся интернет-технологиям, позволяющим удаленно проходить обучение и тестирование. Высок уровень доверия к онлайн-обучению и со стороны представителей бизнеса. Так, 73% опрошенных представителей компаний-работодателей положительно относятся к включению онлайн-технологий в образовательный процесс. 68% опрошенных согласны с тем, что развитие онлайн-образования – одно из ключевых условий решения задачи по модернизации профессионального образования.

Маргарита Зобнина, член Экспертного Совета по развитию гражданского образования и социализации обучающихся при Комитете Госдумы по образованию и науке, отметила, что одной из основных востребованных компетенций сегодня является умение самостоятельно учиться на протяжении жизни.

«Самый популярный онлайн-курс сегодня это – Learning How to Learn, то есть «Как научиться учиться». Его слушателями являются миллионы людей. Важно отметить, что по данным опросов у слушателей онлайн-курсов именно непрагматические мотивы – стремление к самосовершенствованию, удовольствие от обучения, любопытство и тд – превалируют над карьерными соображениями, необходимостью переквалификации или желанием получить сертификат об успешном окончании обучения», – рассказала Маргарита Зобнина.

Владимир Боглаев, генеральный директор Череповецкого литейно-механического завода, подчеркнул необходимость повышения роли практико-ориентированного подхода при подготовке специалистов, особенно в условиях внедрения новых образовательных технологий.

Андрей Митюков, генеральный директор технологической компании TalentTech, отметил, что глобальная цифровизация меняет не только подходы к процессу подготовки кадров, но и сам принцип занятости работников.

«Что происходит на рынке труда? 30% работников в США трудятся удаленно. Согласно прогнозам, в ближайшей перспективе каждый второй работоспособный гражданин стран с развитой экономикой будет занят удаленно. Это очень сильно меняет потребности людей в образовании, – отметил Андрей Митюков. – Смотрим ли мы, работодатели, сегодня на диплом претендента на должность? Есть, конечно, десяток вузов, чьих выпускников стремится принять любой, но чаще мы требуем портфолио. Почему люди стремятся к онлайн-обучению, рынок которого растет ежегодно на 60%? Для того, чтобы получить набор цифровых компетенций. Именно такое портфолио, отражающее имеющиеся актуальные навыки и знания, будет востребован у работодателей в ближайшие годы».

Участники пресс-конференции сошлись во мнении, что процесс глобальной цифровизации, затрагивающий не только систему образования, но и все сферы жизни современного человека, требует всесторонней оценки и принятия комплексных мер для поиска эффективных решений, направленных на подготовку востребованных кадров для экономики знаний.

56% россиян готовы обучиться новой профессии

56% россиян готовы обучиться новой профессии

Консалтинговая компания BCG и международный альянс рекрутинговых онлайн-платформ The Network опубликовали результаты исследования, посвященного готовности трудоспособного населения к повышению собственной квалификации или переобучению. Выяснилось, что 65% людей ежегодно занимаются повышением квалификации, а 67% готовы обучиться новой профессии. При этом наибольшей популярностью для обучения пользуются цифровые образовательные инструменты, в частности, онлайн-курсы.
15 Ноября 2019