8 Июня 2019

ПМЭФ 2019: цифровые инструменты – важный фактор повышения конкурентоспособности российского образования

6 июня, в первый день работы XXIII Петербургского международного экономического форума, ректоры ведущих университетов России обсудили практические шаги реализации задач Нацпроекта «Образование» в рамках сессии «Российское образование. Глобальная конкурентоспособность и экспортный потенциал». Отдельный акцент в обсуждении был сделан на внедрении новых образовательных технологий.

Спикерами сессии выступили министр Минобрнауки России Михаил Котюков, зампред ВЭБ Светлана Ячевская, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор ТГУ Эдуард Галажинский, руководители отечественных и зарубежных вузов, входящих в топ-100 по версии международного рейтинга QS, другие участники.

Глава министерства науки и высшего образования РФ Михаил Котюков, перечисляя основные направления повышения конкурентоспособности высшего образования, отметил, что Россия вошла в список самых привлекательных для иностранных студентов стран.

«Если к нам едут, — а к нам едут, – выбирая наши программы на конкурентном рынке, платят за эти программы, — значит, наверное, мы производим рыночный неплохой продукт", — сказал Котюков открывая сессию.

Он отметил, что само содержание образовательных программ сейчас соответствует требованию мирового уровня, соответствует вызовам цифровых технологий.

По словам Главы Минобрнауки, вторым направлением является рынок труда: "Нам нужно понимать, как он будет развиваться, как развивается наша экономика, какие компетенции будут востребованы в среднесрочной, долгосрочной перспективе", цитирует Михаила Котюкова РИА «Новости».

Третье направление – развитие не только университетской инфраструктуры, но повышение общей комфортности российских городов.

"Мы понимаем, что экспорт образования — это и вызов для университетов, и для того города, где он находится. Город должен быть комфортным для того, чтобы в него захотели приехать люди, которые делают выбор и едут в общем-то за свой счет. Город должен быть комфортный, безопасный, умный, чистый и так далее. Это опять же вызов, который стоит перед этой структурой", — добавил Котюков.

Еще одним важным направлением развития российских университетов и повышения их конкурентоспособности на мировой арене является цифровизация образования, которая способствует повышению вовлеченности учащихся в образовательный процесс и выстраиванию индивидуальной траектории развития. 

Свою позицию об интеграции онлайн-инструментов в систему образования и развитие смешанного обучения высказал ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

«В ВШЭ сегодня используется 443 онлайн-курса, из них только 111 собственных курсов университета, 300 англоязычные курсы Coursera, EdX и ведущих мировых университетов, также вуз заключил сетевые договоры на использование курсов российских университетов, В перспективе данную практику планируется расширять», – отметил Кузьминов. – «Онлайн-образование является дополнением к офлайн-образованию, есть сектор, где онлайн-образование замещает традиционное, это модификация заочного образования, в России 33% студентов обучаются заочно, и, если мы переключим эти программы на онлайн-курсы ведущих университетов, мы сделаем серьезную инвестицию в качество образования этих людей».

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский отметил, что применение цифровых образовательных технологий имеет большой потенциал, но они не могут и не должны полностью вытеснять традиционные подходы к обучению.

«Цифра», безусловно, может «создавать» и образовательный процесс, и университетский кампус. Точнее, их виртуальные интерактивные модели. С определенной точки зрения они могут быть полезны, интересны и привлекательны, – сказал Эдуард Галажинский. – Полностью цифровой формат обучения подходит в качестве дополнительного образования для тех, кто вынужден быть географически сверхмобильным, но «цифра» никогда полностью не заменит образовательный процесс как процесс общения «живого с живым» – профессора и студента. Конечно, в том случае, если мы в лице такого студента хотим подготовить представителя будущей интеллектуальной элиты общества, да еще и воспитанного на высоких ценностях».

Нацпроект "Образование" охватывает период с 2019 года до 2024 года. Его общий бюджет составит почти 784,5 млрд рублей. Планируется, что в результате реализации проекта будет обеспечена глобальная конкурентоспособность российского образования, а также вхождение РФ в число десяти ведущих стран по качеству общего образования.

ИРНИТУ объединяет вузовскую электронную образовательную среду с ресурсом «одного окна»

ИРНИТУ объединяет вузовскую электронную образовательную среду с ресурсом «одного окна»

Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ) активно развивает вузовскую электронную образовательную среду, сообщил ректор университета Михаил Корняков, выступая на расширенном заседании учёного совета. По его словам, специалистами вуза создано 750 онлайн-курсов, из них 300 – в 2018 году. Цифровая платформа ИРНИТУ включена в ресурс «одного окна» приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ».
15 Июня 2019