7 Апреля 2018

Преподаватели вузов считают онлайн-курсы альтернативой заочной форме обучения

Глава Минобрнауки России Ольга Васильева считает, что университеты страны должны перейти по ряду специальностей от заочной к вечерне-заочной форме обучения. По мнению педагогов российских вузов, опрошенных ТАСС, заочный формат, действительно, является неэффективным и ему стоит искать альтернативу, в том числе, в виде онлайн-курсов.

Во время встречи в Чите с профессорско-преподавательским составом вузов Забайкальского края министр образования и науки РФ Ольга Васильева отметила, что необходимо стремиться к отказу от заочной формы получения первого высшего образования.

"Нам необходимо убрать фиктивное заочное образование. За последний год мы убрали заочку первого высшего юридического образования. В ближайший год [из этой формы обучения] будут исключены экономисты. И мы считаем, что нужно потихоньку заменять заочку вечерне-заочной формой обучения", - цитирует  Ольгу Васильеву ТАСС.

Во время дискуссии с аудиторией министр добавила, что со временем подобные изменения могут коснуться строителей, инженеров, энергетиков и ряда других специальностей.

Опрошенные ТАСС эксперты также выступили за отмену заочного обучения как неэффективного. "Заочная форма обучения не позволяет полноценно обучить специалиста по ряду направлений подготовки. Поэтому мы поддерживаем инициативу Минобрнауки о сокращении перечня направлений подготовки, по которым ведется обучение по заочной форме, и перевод таких направлений в очно-заочную форму", - сообщил агентству ректор Донского государственного технического университета (ДГТУ) Бесарион Месхи.

"Очевидный минус в том, что на заочном обучении мало контактных форм обучения - лекций, семинаров. При такой форме большая ответственность ложится на самих обучающихся", - рассказал проректор Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) по учебной работе Сергей Брованов.

В Санкт-Петербургском госуниверситете (СПбГУ) заочное обучение сочли неэффективным еще в 2010 году. "Решение об отказе было продиктовано главным приоритетом: им была и остается подготовка компетентных и востребованных специалистов", - рассказала агентству первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе вуза Екатерина Бабелюк. При этом, по ее словам, такая мера не повлияла на число иногородних студентов.

В то же время, отмечают эксперты, просто отменить заочную форму для всех специальностей означает лишить возможности получить образование тех, кто в глубинке страны.

"И заочная, и вечерняя формы обучения выгодны для работающих граждан, но есть разница в организации образовательного процесса. Трудности возникнут у студентов, проживающих вне места нахождения вуза, так как они не смогут каждый день посещать занятия", – отметил в беседе с ТАСС замдиректора департамента по обеспечению качества образования СВФУ Владимир Игнатьев, где уже отказались от заочной формы для юристов и экономистов

Альтернативой заочной форме обучения и решением проблемы в современном мире информационных технологий, уверены опрошенные эксперты, могут стать онлайн-курсы. Такую практику уже внедрили, в частности, в Кабардино-Балкарском госуниверситете (КБГУ) и Национальном исследовательском Нижегородском университете (ННГУ).

"Для заочников КБГУ вот уже два года широко применяются элементы электронного и дистанционного обучения. На сегодняшний день портал проекта КБГУ "Открытый университет" содержит более 500 курсов, ориентированных на студентов заочной формы обучения", - сообщил ТАСС проректор по учебной работе Вадим Лесев.

В ННГУ, где учится около 8 тыс. студентов-заочников, онлайн-лекции сейчас используют в рамках пилотного проекта. В этом году планируется запустить, как минимум, 10 курсов по разным направлениям. По словам ректора Евгения Чупрунова, заочно невозможно учить инженеров, физиков, врачей. А вот экономистов и гуманитариев - вполне реально, и онлайн-образование здесь поможет, считает Чупрунов.

"Я думаю, что заочное образование уйдет, и ему на смену очень быстро придет онлайн-образование. Это совершенно нормально, когда ты имеешь возможность не просто книжки прочитать, а послушать по интернету лекции выдающегося человека, с ним же по интернету пообщаться, провести какие- то решения задач, практических заданий", - рассказал ТАСС Чупрунов.

Представители крупнейших университетов США представят кейсы по цифровой трансформации на #EdCrunch2018

Представители крупнейших университетов США представят кейсы по цифровой трансформации на #EdCrunch2018

В работе V Глобальной конференции по технологиям в образовании #EdCrunch2018, которая пройдет 1–2 октября в Москве, примут участие эксперты ведущих университетов США – лидеров в области разработки и внедрения новых образовательных технологий. Среди них представители Корнельского, Мичиганского и Аризонского университетов, Университета Центральной Флориды, Массачусетского технологического института.
16 Августа 2018