27 Марта 2020

Российский рынок онлайн-образования ожидает бурный рост

25 марта ИТ-холдинг TalentTech и онлайн-университеты «Нетология» и EdMarket представили результаты совместного исследования рынка онлайн-образования. Как отмечают авторы, объем российского рынка онлайн-образования в сегменте b2c (коммерческое предложение) достиг 38,5 млрд руб. по итогам 2019 года. В конце 2023 года, согласно прогнозу, его величина преодолеет отметку 60 млрд руб. в год.

Мировой рынок онлайн-образования к 2023 году обещает взять планку $282,62 млрд, отмечается в исследовании. Среднегодовой темп прироста в ближайшие 5–7 лет, по разным прогнозам, составит 7–10%. Ожидается, что российский сегмент будет расти в среднем на 12–15% в год и к концу 2023 года его объем может превысить 60 млрд руб.

 

Бум инвестиций в EdTech-стартапы

Растут объемы инвестиций в цифровые образовательные проекты и EdTech-стартапы. По данным Metaari, за 2019 год в глобальный рынок EdTech были инвестированы рекордные $18,66 млрд, что примерно на $2 млрд больше, чем в 2018 году. При этом, согласно HolonIQ, около $8 млрд от совокупных инвестиций за 2018 год составили вливания венчурного капитала в бизнес компаний-«единорогов». По свежим данным Metaari, в 2019 году этот показатель был равен $8,56 млрд, говорится в исследовании.

«Онлайн-сегмент окончательно признан всеми участниками рынка. Инвесторы, образовательные организации и, что самое главное, пользователи рассматривают онлайн-обучение как естественную альтернативу офлайну, – отмечает сооснователь и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов. – В EdTech пришли большие деньги и начались мега-раунды на сотни миллионов долларов».

2019 год стал рекордным для российского онлайн-образования: только за период с января по август в отрасли было совершено инвестиций как минимум на $34,5 млн, отмечается в исследовании.

Крупнейшие игроки Рунета сегодня воспринимают онлайн-образование как одно из важнейших направлений развития, отмечают исследователи. Осенью 2019 года «Яндекс» декларировал намерение вложить в EdTech-проекты 5 млрд руб. в ближайшие три года. Mail.ru Group в начале 2019 года стала совладельцем сервиса Skillbox и на протяжении года довела свою долю в бизнесе до контрольной — в дополнение к полученному в 2016 году контролю над GeekBrains. В начале 2018 года Сбербанк представил «Школу 21», которая предлагает бесплатное обучение IT-разработке.

Российские компании в сфере онлайн-образования ведут энергичную экспансию не только в страны ближнего, но и дальнего зарубежья. К давно присутствующим на международном рынке iSpring и «Нетология-групп», присоединились такие игроки, как «Алгоритмика» (более 18 стран присутствия), «Учи.ру» (действует на крупных EdTech-рынках, включая Бразилию, Индию, Китай, США и тд), Puzzle English (ориентируется на испаноговорящие и франкоговорящие страны), StudyFree (выходит в основном на развивающиеся рынки Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки). Вскоре после своего открытия в 2019 году вышел на американский рынок «Яндекс.Практикум».

 

Учить и учиться

На перспективном рынке проявляются неоднозначные тенденции: во второй половине 2018-2019 году в российском EdTech-сегменте появилось немало новых игроков без опыта как в онлайн-, так и в традиционном образовании. Они агрессивно борются за аудиторию — отчасти копируя успешные бизнес-модели «старожилов» рынка, отчасти заступая в новые и малоосвоенные ниши (в «non-work ДПО» и хобби-тематиках). Согласно опросу, проведённому в рамках проекта «Барометр онлайн-образования» среди более чем 1 тыс. основателей онлайн-школ, 34% из респондентов обладают опытом в бизнесе, вместе с тем целых 56% никогда ранее не занимались образованием.

«На рынке EdTech пока не произошло радикальных изменений наподобие тех, что претерпевает e-commerce. Мне видится предпочтительным такой сценарий развития индустрии, при котором в отечественном EdTech сформируются и укрепят позиции гиганты, сравнимые по капитализации и общему масштабу с Avito и HH. Это вполне возможно. Для рынка будет полезнее, если компании в онлайн-образовании сохранят свою специализацию и независимость, пусть и расширяясь за счёт смежных сегментов», – отмечает Алексей Соловьёв, венчурный инвестор, основатель инвестиционной компании A.Partners.

Согласно представленным данным, за 2017–2019 годы в отрасли сформировалось понимание, представители каких профессий нужны новой образовательной среде. Крупные игроки рынка открывают центры обучения кадров для онлайн-образования: среди востребованных специалистов продюсеры образовательных проектов, instructional designers, методологи, сценаристы, руководители онлайн-школ, маркетологи онлайн-школ.

«Во многих сегментах образовательного рынка резко выросла конкуренция между образовательными проектами. Как следствие, очевиден спрос на квалифицированных специалистов EdTech-рынка и дефицит таких специалистов», – подчеркивает Максим Спиридонов.

 

Кого учить и как учить

Емкость онлайн-сегмента рынка формального дошкольного образования в России в 2019 году, по оценке авторов, приближается к отметке 1 млрд руб. в год.  Доля проникновения коммерческих онлайн-решений в сегмент общего среднего образования не превышает 1,5 млрд руб. в год. Что касается дополнительного школьного онлайн-образования, то объём этого рынка по итогам 2019 года составил около 10 млрд руб. Основную выручку в нём генерируют онлайн-школы и образовательные платформы.

Авторы исследования отмечают, что у общего среднего и дополнительного образования сохраняется заметный потенциал для внедрения коммерческих цифровых решений. Среди нынешних лидеров российского EdTech заметная часть относится именно к направлению дополнительного школьного образования, включая «Алгоритмику», «Учи.ру» и «Фоксфорд». Кроме того, здесь стремятся закрепиться крупные корпорации, такие как «Яндекс», МТС, Ростелеком.

По мнению опрошенных исследователями экспертов, в сфере высшего образования университеты-«хедлайнеры» цифровизации довольно широко внедрили МООКи в образовательную практику. Онлайн-курсы стали частью повседневной жизни преподавателей и студентов. Университеты-участники реализации приоритетного проекта «СЦОС в РФ», отмечается в исследовании, показали за последние два года заметный прогресс в реализации программ онлайн-образования.

Как отмечает Агентство инноваций города Москвы, в процессе перехода от открытых массовых образовательных курсов MOOC к online program management (OPM) EdTech-компании системно сотрудничают с образовательными организациями, а сайты с курсами превращаются в сервисы по обслуживанию образования.

«Рынок массовых открытых онлайн-курсов в мире показывает стабильный рост, несмотря на критику о низком уровне их завершения (completion rate). Если в мире 900 вузами и компаниями разработаны более 13 000 МООКов, то на Россию из них приходится около 1000. Российский рынок массовых открытых онлайн курсов еще на начальном этапе своего развития - общий оборот составляет порядка 100 млн руб в год. С появлением рынка degree программ (высшее образование на основе онлайн курсов) и развитием сетевого взаимодействия на основе курсов российское цифровое образование уже скоро сможет продемонстрировать хорошую динамику», – уверен директор Центра современного образования EdCrunch НИТУ "МИСиС" Нурлан Киясов.

Лидером по объему в области коммерческого онлайн-образования остается рынок дополнительного обучения взрослых.

«По нашим подсчётам, b2c-рынок дополнительного обучения (включая ниши лайфстайла, хобби и другие крупные сегменты) в 2019 году измерялся суммой порядка 140 млрд руб. Онлайн-сегмент, по нашим подсчётам, составляет 13,5% от всего рынка дополнительного образования взрослых и оценивается в 19 млрд руб. по итогам 2019 года. Охват аудитории рынком онлайн-образования в среднем находится на уровне 7,5%, достигая 24% в отдельных нишах (в первую очередь в digital профессиях). Можно заключить, что онлайн-технологии активно проникают в образовательный процесс — на уровне 42% — но к стремительной монетизации это не приводит. Коммерческий потенциал сегмента раскрывается медленно», – отмечается в исследовании.

Одна из пока слабо освоенных и стремительно растущих ниш в российском онлайн-образовании — обучение «синих воротничков». В РФ на конец 2019 года насчитывается порядка 30 млн квалифицированных рабочих, и лишь малая часть из них охвачена современными образовательными решениями, отмечают авторы.

«Технологии уже сейчас помогают определять уровень компетенций и навыков и понимать, какие именно знания нужно точечно «добрать» на онлайн-курсах и вебинарах, чтобы остаться востребованным и высокооплачиваемым профессионалом. В горизонте 10-15 лет дипломы и резюме в привычном понимании потеряют свою значимость, работодатели будут смотреть на набор навыков, который есть у человека. У каждого будет цифровой след и цифровое портфолио, а также прозрачность в понимании того, какие навыки нужны на рынке труда и у кого из соискателей они есть. Самым простым, быстрым и эффективным способом получить новые навыки и встроиться в стремительно меняющуюся реальность будет именно онлайн-образование, а искусственный интеллект сможет анализировать цифровой след и подсказывать, как человеку создать свой собственный образовательный трек, который повысит его ценность как специалиста», – уверен Андрей Митюков, управляющий партнер IT-холдинга TalentTech.

 

Вирус и онлайн-образование

Исследование проводилось до того, как в связи с распространением коронавирусной инфекции российские школы, вузы и другие образовательные учреждения обратились к дистанционному формату обучения. Часть учителей начали использовать для проведения уроков мессенджеры и видео-сервисы, другие перешли на электронные учебники, такие как «Яндекс.Учебник», «Российская электронная школа» (РЭШ), «Московская электронная школа» (МЭШ) и тд. В период с 16 по 23 марта аналитики онлайн-школы «Фоксфорд» зафиксировали 1 миллион новых пользователей, а эксперты онлайн-университета «Нетология» отмечают рост количества регистраций на 340% по итогам первых 3 недель марта.

«До эпидемии и карантина многие не думали о том, что есть альтернатива. Теперь о ней не только узнали, но и попробовали в деле, почувствовали все преимущества онлайн-решения и вряд ли будут готовы от него отказаться и вернуться к старым привычкам. Пандемия и карантин научат пользоваться новыми технологиями всех тех, кто по какой-то причине их побаивался или откладывал знакомство. Коронавирус уйдет, а привычка учиться в онлайне останется», — считает Евгений Барулин, генеральный директор IT-холдинга TalentTech.

Опыт будущего: лучшие практики онлайн-обучения преподавателей российских вузов

Опыт будущего: лучшие практики онлайн-обучения преподавателей российских вузов

Многие преподаватели российских вузов за время дистанционной работы разработали свои эффективные методы онлайн-обучения. О некоторых лучших практиках рассказывает в своем материале пресс-служба Минобрнауки России.
14 Мая 2020