2 Апреля 2019

Сенаторы обсудили потенциал онлайн-обучения как инструмента развития человеческого капитала

В ходе заседания совета по цифровой экономике при Совете Федерации на тему «Человеческий капитал как основной актив цифровой экономики», прошедшего в Санкт-Петербурге, замминистра науки и высшего образования РФ Марина Боровская отметила, что онлайн-образование поможет удовлетворить потребности экономики в кадрах, обладающих новыми компетенциями и востребованными навыками.

Участники заседания обсудили ряд ключевых вопросов в сфере подготовки и переподготовки кадров в рамках реализации национального проекта "Цифровая экономика". Один из ключевых вопросов повестки - решить, как усилить вовлеченность регионов в развитие человеческого капитала цифровой экономики.

Вице-спикер верхней палаты парламента Андрей Турчак, открывая заседание, напомнил, что глава государства в Послании Федеральному Собранию определил задачу по подготовке современных кадров как обязательное условие роста экономики. «Поэтому тема нашего заседания – развитие человеческого капитала. Под его развитием мы понимаем не только образование и подготовку кадров, но и их удержание в стране и привлечение извне», — сказал сенатор.

Сенатор уточнил, что в результате исполнения федерального проекта 120 тысяч человек будут приняты на программы высшего образования по IT-специальностям. «Мы хотим видеть наши образовательные учреждения в лидерах мировых рейтингов. Необходимо, чтобы к 2030 году как минимум 5 российских ВУЗов вошли в число 50 лучших ВУЗов планеты по направлению преподавания в сфере цифровых технологий. Нам предстоит разработать стратегию достижения этой цели».

Одним из условий для этого Андрей Турчак назвал значительное наращивание нашими университетами своего цифрового представительства в Интернете, сообщает пресс-служба Совета Федерации.

Ключевым инструментом в развитии цифровых отраслей экономики, по словам Андрея Турчака, могла бы стать региональная экосистема непрерывного образования. «В этой системе должна быть обеспечена навигация при выборе образовательных программ и организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Важным её элементом должно стать использование гражданами персональных цифровых сертификатов, предусмотренных нацпроектом», — сказал Андрей Турчак.

Онлайн-образование поможет удовлетворить в России потребности в новых компетенциях и востребованных навыках. Такое мнение высказала заместитель министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская.

«Онлайн-обучение – это мощный инструмент для того, чтобы выстроить свою индивидуальную траекторию, наполнить ее теми смыслами, навыками, компетенциями, в которых имеется потребность. Мы посчитали, что точкой безубыточности является онлайн-курс, на котором обучается 17 пользователей, и он тогда восстанавливает свою стоимость», – цитирует Марину Боровскую ТАСС.

Она добавила, что на единой платформе для университетских онлайн-курсов, которая была создана в рамках приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда", обучается около 770 тыс. человек. "Стоит задача - в 2024 году до 11 млн человек расширить. Мы планируем... интерес этот постоянно поддерживать через сеть университетов, образовательных центров. [Ожидается], что он будет серьезным образом нарастать", - отметила Боровская.

Андрей Турчак отметил, что федеральное законодательство к полноценному внедрению сетевых форм обучения пока не готово. «Поэтому нам вместе с исполнительной властью необходимо разрабатывать нормативную базу, которая позволит университетам полноценно использовать ресурсы (в том числе online-курсы) в реализации программ высшего и дополнительного профессионального образования», – подчеркнул сенатор.

Он сообщил участникам заседания, что Уральский федеральный университет первым прошел государственную аккредитацию образовательных программ с использованием ресурсов других университетов в виде массовых онлайн-курсов и ввел сетевую форму реализации образовательных программ в правовое поле на локальном уровне.

Цифровизация должна проводиться не ради технологий, не ради оборудования, а ради улучшения жизни каждого конкретного человека, считает первый заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

«Необходимо понимать конкретные индикаторы, которые будут влиять на качество жизни человека. Ему важно, какие он блага получит, благодаря «цифре»», — подчеркнула Лилия Гумерова. По ее словам, обсуждение этой темы — ключевая задача в рамках заседания Совета по развитию цифровой экономики при СФ.

ИРНИТУ объединяет вузовскую электронную образовательную среду с ресурсом «одного окна»

ИРНИТУ объединяет вузовскую электронную образовательную среду с ресурсом «одного окна»

Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ) активно развивает вузовскую электронную образовательную среду, сообщил ректор университета Михаил Корняков, выступая на расширенном заседании учёного совета. По его словам, специалистами вуза создано 750 онлайн-курсов, из них 300 – в 2018 году. Цифровая платформа ИРНИТУ включена в ресурс «одного окна» приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ».
15 Июня 2019