23 Ноября 2019

В Вышке обсудили модель цифровой трансформации российских школ

В Высшей школе экономики состоялась конференция, посвященная профессиональному обсуждению целевой модели цифровой трансформации общеобразовательных организаций, организованная комиссией по развитию образования и науки Общественной палаты Российской Федерации. В рамках мероприятия был представлен Мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций, его ключевые показатели, схема проведения и технологический инструментарий.

В конференции приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, органов управления образованием субъектов РФ, представители общеобразовательных организаций, которые обсудили методику проведения мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования.

В качестве спикеров на конференции выступили Павел Сергоманов, директор Психологического института Российской академии образования, главный эксперт Лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ Александр Уваров, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Заир-Бек, президент Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» Наталья Булаева и другие.

В ходе конференции участники обсудили современные тенденции цифровой трансформации образования, результаты анализа российского и международного передового опыта, проанализировали целевую модель цифровой трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровне. Также в рамках мероприятия был представлен Мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций, его ключевые показатели, схема проведения и технологический инструментарий.

Как было отмечено на конференции, с развитием интернета и появлением компьютерных технологий современная система образования получает дополнительные возможности и сталкивается с новыми вызовами. Для оценки этих изменений будет запущен Мониторинг цифровой трансформации российских школ, в котором примут участие более 30 общеобразовательных организаций из 10 регионов России.

«Этот мониторинг необходим не только для понимания особенностей развития цифровой образовательной среды, но и оценки доступности технологий в школах для учащихся и педагогов, - рассказал ведущий эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Иван Карлов. - Важно понимать, как школа использует интернет и технологии для решения образовательных, управленческих и административных задач».

Исследование будет охватывать сразу несколько групп показателей, включающих использование и доступность цифровой инфраструктуры, сервисов и ресурсов, а также формирование цифровой компетентности учащихся и профессиональное развитие педагогов. Первые результаты Мониторинга будут представлены уже в 2020 году.

«Педагоги давно слышат о новой промышленной революции, - уверен главный эксперт Лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ Александр Уваров. - Многие полагают, что цифровая трансформация образования – это просто очередные громкие слова, которые мало влияют на повседневную жизнь в школе. Но современная школа появилась как результат общественных изменений, вызванных к жизни первой индустриальной революцией. Поэтому легкомысленно полагать, что начавшаяся сегодня цифровая трансформация оставит школу без изменений».

Как отметил заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Александр Русаков, ОП РФ осуществляет общественный мониторинг реализации национальных проектов.

«То, как реализуются проекты, какие возникают риски, как могут меняться на сегодняшний день и дорожные карты, и паспорта проектов, какие изменения происходят, — предмет наших наблюдений. Вопросы цифровизации и цифровой трансформации образования являются одними из важнейших», — отметил он.

По словам Русакова, сегодня недостаточно внимания уделяется вопросу воспитания учащихся. «Есть даже такой термин — интернет-беспризорники. В эпоху трансформации образования нужно уделять внимание воспитанию личности. А сегодня интернет как система социальных сетей, система коммуникации молодежи часто находится за пределами образовательного процесса», – сказал он. – «Поэтому одна из задач, которая в цифровой трансформации должна присутствовать, — это создание среды, которая будет востребована. Другой вопрос — как создать инструментарий, которым будут пользоваться, и как сделать это популярным, и не только в нашем понимании, а в понимании тех, на кого это рассчитано».

В ТГУ начала работу Х Сибирская школа МООК

В ТГУ начала работу Х Сибирская школа МООК

4 декабря в Томском государственном университете открылась юбилейная Х Сибирская школа «Массовые открытые онлайн-курсы: разработка, продвижение, применение». Слушателями Школы становятся те, кто хочет разработать свой собственный онлайн-курс или планирует участвовать в проекте по их созданию – преподаватели, учителя, менеджеры, методисты и бизнес-тренеры.
4 Декабря 2019