24 Декабря 2018

Всероссийский соцопрос: студенты, преподаватели и бизнес доверяют онлайн-обучению

24 декабря 2018 года были представлены результаты всероссийского социологического исследования "Восприятие онлайн-обучения в РФ", проведенного в рамках реализации приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в РФ". Согласно результатам соцопроса, все целевые группы – студенты высших и средних образовательных организаций, преподаватели вузов и колледжей, а также бизнес-сообщество позитивно относятся к внедрению элементов онлайн-обучения в традиционное образование.

Согласно данным исследования, проведенного ООО «Айфорс Рус» (партнёр ВЦИОМ по организации и проведению исследований в области брендинга и репутации), в среднем 87% студентов вузов и СПО, а также 76% преподавателей позитивно относятся интернет-технологиям, позволяющим удаленно проходить обучение и тестирование.

При этом 62% студентов и 74% преподавателей пользовались или слышали об образовательном портале-агрегаторе онлайн-курсов, созданном в рамках приоритетного проекта «СЦОС в РФ» (online.edu.ru).

«В условиях цифровой экономики, когда страна ориентирована на новый технологический виток, нет, наверное, ни одной образовательной программы, где не нашли бы применения цифровые технологии и развитие IT-навыков у обучающихся. Это обязательное условие для подготовки любого специалиста. Например, визуализация – это канал, который нами до сих пор использовался условно, но в последние несколько лет мы стали активно внедрять его в процесс обучения. За счет визуализации процент остаточных знаний – тех, которые сохранились у студентов после успешного завершения всей программы обучения, составляет 92%, – подчеркивает заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Боровская. – Наша задача, в первую очередь, сохранить те знания, которые являются основой российского образования – фундаментальные. Но сегодня пользуются большим спросом еще и прикладные знания, которые востребованы на конкретном производстве или в бизнесе. Мы, безусловно, должны отреагировать на запрос, который сложился в обществе, с помощью системного повышения качества онлайн-обучения. В данном исследовании мы видим оценку количественного состояния процесса внедрения цифровых образовательных инструментов. В будущем мы будем просить наших партнеров-экспертов заняться также качественной оценкой результатов реализации этих проектов».

Как свидетельствуют данные исследования, у 77% опрошенных преподавателей вузов и у 49% преподавателей колледжей имеется опыт участия в разработке онлайн-курсов или их составляющих.

«Результаты исследования продемонстрировали нам, что работа, поведенная за время реализации приоритетного проекта «СЦОС в РФ», дала нужный результат. В первую очередь, речь идет, безусловно, о повышении квалификации сотрудников образовательных организаций всех уровней. Например, наш Поволжский региональный центр компетенций в области онлайн-обучения за неполный год обучил более тысячи преподавателей. Это говорит о высокой степени проникновения передового опыта внедрения методов онлайн-обучения. Ведь повышение квалификации в этой области во многом строится на раскрытии успешных кейсов от лучших экспертов-практиков», — говорит председатель Координационного совета Региональных центров компетенций в области онлайн-обучения Александр Волков. – «Второе, что очень важно, начался процесс генерации онлайн-курсов выпускниками РЦКОО. Приведу такой пример: за неполный год в нашем Центре прошли обучение порядка 90 сотрудников Мордовского госуниверситета им. Огарева, ими создано шесть онлайн-курсов, доступных посредством ресурса «одного окна», более трех тысяч студентов вуза используют онлайн-курсы для освоения образовательной программы в рамках смешанного обучения».

Высок уровень доверия к онлайн-обучению и со стороны представителей бизнеса. Так, 73% опрошенных представителей компаний-работодателей положительно относятся к включению онлайн-технологий в образовательный процесс. 68% опрошенных согласны с тем, что развитие онлайн-образования – одно из ключевых условий решения задачи по модернизации профессионального образования.

«Очень интересные результаты исследования, которые подтверждают наши наблюдения. У нас много онлайн-курсов, размещенных на платформе GeekBrains, которая также подключена к ресурсу «одного окна». Мы видим, что интерес к онлайн-обучению со стороны студентов и представителей старших поколений повышается, а само оно уже нормально воспринимается обществом, – говорит Сергей Марданов, директор по связям с университетами в Mail.Ru Group. – Добавлю, как представитель работодателей, нам онлайн-курсы интересны тем, что они реагируют на изменения гораздо быстрее, чем традиционное образование. С учетом того, что экономика и технологии быстро развиваются, никто не знает, какие специальности могут потребоваться уже через пять лет. Но если разработка, апробация и утверждение образовательной программы может занять годы, то создание онлайн-курса – несколько месяцев. При этом можно тут же получить отклик от студентов и улучшить контент. То есть, максимум через полгода получается качественный продукт, который можно масштабировать на огромное количество слушателей.  Онлайн-курсы важны и с точки зрения продвижения брэнда компании-работодателя среди студентов. «Учись у лидеров и приходи к лидерам работать» – это сообщение очень важно для нас».

По данным интервью, проведенным в рамках исследования, представители работодателей отмечают массу достоинств, которые открывает перед ними и их сотрудниками онлайн-обучение. Наиболее часто компаниями упоминалось возможность одномоментного оперативного обучения большого количества сотрудников, и возможность для компаний экономить средства путем обучения сотрудников без отрыва от работы. Бизнес также привлекает перспективная возможность сократить дефицит кадров, благодаря большей доступности онлайн-образования.

НИЯУ МИФИ разместит серию онлайн-курсов на платформе

НИЯУ МИФИ разместит серию онлайн-курсов на платформе "Открытое образование"

Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (НИЯУ МИФИ) вошел в число вузов-членов Ассоциации "Национальная платформа "Открытое образование". В 2019 году НИЯУ МИФИ планирует разместить на платформе openedu.ru ряд онлайн-курсов по нескольким направлениям, созданных ведущими учёными и преподавателями университета. По мере размещения онлайн-курсы станут доступны и пользователям ресурса «одного окна» приоритетного проекта «СЦОС в РФ».
15 Января 2019